На главную | Прайс-лист | Ремонт | Статьи | Галерея | Инструкции | Контакты

Радиоуправление

Практически все приводы ворот, шлагбаумы, многие системы охранной сигнализации оснащаются радиоприёмниками дистанционного управления. Передатчик обычно представляет собой небольшой брелок с кнопками, аналогичный брелку автомобильной сигнализации.

Почти все фирмы, производящие приводы ворот, шлагбаумы, производят и радиоуправление для них. При этом радиоприёмник (плата ДУ) либо очень дёшев, либо вообще входит в комплект по умолчанию, например, встраивается в плату управления.

Зато брелки-пульты для ворот и шлагбаумов, наоборот, весьма недёшевы. Фирма как бы «подсаживает» покупателя на свои брелки (а другие к этому приёмнику не подходят), а затем неплохо зарабатывает на них. Себестоимость брелков разных фирм, по беглым оценкам, составляет не более 500 рублей, а продают их по 1100-1500 рублей и более.

Если речь идёт о коттедже с 2-3 брелками, то цена особого значения не имеет. Автоматика для ворот всё равно гораздо дороже, доля брелков в общих затратах ничтожна. Но если речь идёт о гаражном кооперативе, кондоминиуме или большой корпоративной стоянке, то картина сразу меняется. Брелки в этом случае становятся главной составляющей всех затрат.

Существуют, однако, приёмники ДУ, которые позволяют прикрепить их к любому блоку управления, а не только родному. В них имеется полный, а не урезанный радиотракт, а на выходе стоит реле. Приёмник подключается к блоку на входы для проводного управления, как эмулятор обычной кнопки.

Такие приёмники, конечно, дороже встраиваемых, но брелки к ним могут быть намного дешевле. Кроме того, они позволяют одним брелком управлять приборами разных фирм.

Брелок — тот же ключ, и купить просто так брелок, открывающий нужные ворота, нельзя. В брелок вводят нужный код, или код брелка вводят в приёмник. Способы ввода у разных моделей разные. Некоторые брелки имеют внутри ряд микропереключателей, ставя их в нужное положение, вводится двоичный код. Некоторые брелки позволяют «клонирование», то есть если у вас есть действующий брелок и чистая «болванка», вы можете прошить «болванку» кодом действующего брелка, и она превратится в действующий. Это удобно, но приводит к неконтролируемому разрастанию числа брелков, что не всех устраивает. Зато сервис-инженеру не надо ехать на объект и вшивать брелок в память приёмника, а клиенту — оплачивать выезд.

На наш взгляд, наиболее удобна система кодирования, при которой прошивка происходит непосредственно при продаже, на оборудовании фирмы-продавца. Без этого оборудования прошить брелок невозможно, а продавец продаёт дополнительные брелки только с согласия основного заказчика. Коды хранятся в журнале кодов, ехать на объект не надо, число брелков контролируется. Если пользователь передаст кому-то брелок, то сам останется ни с чем. Это очень важно, когда число стояночных мест ограничено. В частности, наша фирма именно такой тип радиоуправления и продаёт, причём недорого. При этом старое радиоуправление, если оно есть, убирать вовсе не обязательно. При помощи некоторых манипуляций два приёмника могут вполне мирно сосуществовать, работать будут и старые и новые брелки.

Делается это из чисто финансовых соображений. Например, некий сельский кондоминиум, а проще — группа жителей, год назад закрыла для чужих машин въезд в квартал. В системе тогда было десять брелков.

За год квартал разросся, теперь надо не десять, а тридцать. Можно докупить двадцать брелков, они стоят, например, 1100 руб. за штуку, итого 22000 руб. Также можно поставить ещё один приёмник РУ и купить двадцать брелков по 700 руб. В этом случае затраты:

  1. Брелки 14000 руб.
  2. Приёмник РУ 1200 руб.
  3. Выезд инженера для установки приёмника 2500 руб. (цена зависит от расстояния).

Итого 17700 руб. Разница 4300 руб. или 24%.

Ясно, что при малом числе брелков такие предприятия не окупаются. Зато чем больше число брелков, в том числе в будущем, тем выгода больше.

Как и системы контроля доступа, системы радиоуправления бывают простые и сложные. Простая система РУ имеет простой статический код, одинаковый на всех брелках. Число брелков не ограничено, приём сигнала нигде не фиксируется. Это самый распространенный тип, в большинстве случаев его вполне достаточно.

Чуть более сложная система — с динамическим кодом (роллинг-кодом). Число брелков, хранящихся в памяти системы — от 8 до 500 в разных моделях, приём сигнала не фиксируется, несколько выше взломостойкость кода.

Есть и сложные компьютерные системы, наподобие настоящей СКД. У каждого брелка свой номер и файл в компьютере, приём сигнала фиксируется в памяти, и если в файле стоит, например, брелок утерян или членские взносы не уплачены, то шлагбаум и не откроется, пока флажок из поля не уберут.

Для больших кооперативов, стоянок крупных бизнес-центров это актуально, очень дисциплинирует водителей. Недостатки — система дорога, требует компьютера и дежурства обученного оператора.

Что касается стойкости кодов к перехвату, то эта задача важна только в системах охранной сигнализации, в том числе автомобильной. Там, действительно, применяются сложные коды типа D-квадрат, а в последнее время — и диалоговые системы с обменом данными между брелком и центральным блоком. Но для ворот это не нужно, никто не потащит к воротам дорогой панорамный сканер с ноутбуком для перехвата и расшифровки кода. Вору гораздо проще перелезть через забор. То же касается шлагбаумов. Никто не будет взламывать код, чтобы встать на кооперативную стоянку, проще найти другое место парковки. Если же речь идет об объектах с настоящим строгим режимом, то там и техсредства другие, и персонал другой, и досмотр серьезный, и вообще вся организация въезда-выезда совсем-совсем другая. И денег стоит совсем других. И это нормально. Коттедж — это не ядерное хранилище, и диверсанты из спецназа туда не полезут. Защита должна быть адекватна угрозе. Вот поставить электрозамок на ворота от разжима — это да, стоит сделать. Но об этом — в соответствующей статье.