На главную | Прайс-лист | Ремонт | Статьи | Галерея | Инструкции | Контакты

Автоматика для ворот

Если у вас есть собственные ворота, то сразу ясно одно — вы, по крайней мере, не самый бедный в мире человек. Пусть и не миллиардер, но ворота, вероятно, стоят не в чистом поле, а в заборе. Или в гараже. И забор этот что-то огораживает. Шесть соток или там шесть гектаров — это уже цифры, это не принципиально. И в гараже что-то стоит, что иногда может ехать. Ну, Бентли там, или Калина хотя бы. Лучше бы, конечно, Бентли. Но это уж как жизнь повернётся.

И вот, выезжая каждый день из гаража, а потом и с участка, вы, вероятно, хватаете мокрое и холодное железо ворот и с усилием его тащите в нужном направлении. И погода при этом бывает очень разная. Иногда мокрая, а иногда снежная. Но при этом почему-то всегда холодная. Не знаю почему, но факт. Грешим мы много, что ли?

А в машине сухо и тепло. И руки пачкать неохота, а надо. И ещё замок на воротах замёрз и не открывается, а время-то уже впритык. И вот по дороге в голову начинают приходить всякие мысли, что вот надо всё-таки сделать как у людей, что у соседа справа есть, и напротив есть, и вроде всё в порядке и всё работает. Но у них ворота совсем другие, а что надо мне — непонятно. И как-то надо это выяснить, а то предложат не то, поставят и мучайся потом.

А что в этой сфере вообще бывает? Как и по каким критериям выбрать приводы для ворот на участок, в гараж или кондоминимум? Чем дешёвые приводы ворот отличаются от дорогих? За что стоит переплатить, а что вообще никогда не понадобится? Что в описаниях важно, а что нет? Как избежать ошибок при выборе автоматики для ворот?

Вот чтобы осветить эти простые, но важные вещи, я и задумал эту статью. Просто, чтобы не отвечать вопросом на вопрос. У меня спрашивают: Какая автоматика для ворот мне нужна? А я спрашиваю: А какие у вас ворота? Потому что автоматика подбирается под ворота. Итак, №1.

№1 Автоматика откатных ворот

Если кто-то не представляет, о чём речь — добро пожаловать в статью Откатные ворота и в соответствующий раздел Галереи. А приводы откатных ворот практически все одинаковые, отличаются только размером и мощностью.

Внутри мотор с редуктором, он медленно крутит шестерню, которая торчит сзади. Сбоку на шине ворот прикреплена зубчатая рейка, сцепленная с этой шестернёй. В результате ворота двигаются.

Вопрос, как выбрать конкретную модель. Очень просто, от веса ворот и интенсивности. Интенсивность у частных ворот низкая, так что интенсивные модели с двигателем на 24 В вам не нужны. Если других подходящих нет, можно взять и их. Но они намного дороже, а ресурс такой же, как и у движков на 220 В. Одна радость, что греются меньше, но в холодной России, да в частном секторе это не очень актуально. Это же не завод, где их целый день гоняют туда-сюда. Так что, если продавец начнёт вкручивать про их небесные достоинства, смело идите к другому (исключение — потолочные приводы гаражных ворот, там моделей с двигателем на 220 В может просто не быть). По весу тоже всё просто. То, что написано в инструкции на ворота про вес — просто враньё. Если у вас ворота весят примерно 200—400 кг и шириной 4 метра — смело берите привод на 800—1200 кг, и будет самое то. Вообще можно ориентироваться по шине ворот. Шина и весь набор бывает трёх размеров — мини, миди и макси. Ворота получаются соответственно. Так вот, на шину мини и привод пойдет мини, т. е. на 400—800 кг. На миди пойдет привод на 1200—1800 кг. Ну а на макси надо на 2200.

Есть ещё привод-монстр на 3500 кг. Ну, через такие ворота выпускают тепловозы и всякие суровые тягачи, так что это явно не для коттеджа. Да и вообще он трёхфазный.

Прощу обратить внимание, что линейку приводов я назвал, а фирму — нет. Дело в том, что примерно такая линейка есть у каждой фирмы, с небольшими вариациями. И вот такую поправку на вес надо брать у всех. У итальянских (их большинство) — в 2—3 раза, у немецких — в 1,5—2 раза. Но по деньгам выходит примерно одинаково. Привод ворот за одни и те же деньги будет иметь примерно одно и то же качество и параметры независимо от фирмы. У итальянцев качество похуже немецкого, но и цены пониже. Поэтому мы берём итальянскую автоматику на ступень мощнее, и за счёт определёного недогруза подымаем ресурс и надёжность. В результате то на то и выходит. Кстати, рынок автоматики для ворот очень плотный, и брать наценку с потолка или демпинговать не получится. Так что если кто-то обещает за полцены чудеса в этой сфере — сразу отказывайтесь. Это однозначный обман, но где на этот раз зарыта собака, неспециалист до установки не поймёт, а потом будет поздно. Это, кстати, касается не только приводов.

№2 Автоматика распашных ворот

Автоматика распашных ворот бывает двух типов — линейная и рычажная. Линейные приводы длинные и узкие, корпус обычно металлический. Рычажные приводы компактные, корпус пластмассовый, внизу торчит рычаг в виде локтя с шарниром. Бывает ещё всякая экзотика типа подземных (скрытых) приводов, но крайне редко. У того и другого типа есть достоинства и недостатки, но выбор определяют не они. Тип привода определяется ШИРИНОЙ СТОЛБА ВОРОТ.

Если у вас столбы из голого металла (круглая или квадратная труба), то на них нормально встают только линейные приводы. Если столбы широкие (обложенные кирпичом, отделанные камнем и т. п.), то вам надо ставить рычажные приводы.

Иногда, при определённом расположении ворот, линейные приводы можно ставить на широкий столб, хотя их трудно закрепить на краю столба. А вот рычажный привод на узкий столб не ставят. Он на нём просто не помещается. Можно, конечно, приварить монтажную площадку на столб серединой, чтобы края привода торчали в стороны. Держаться на столбе будет, будет даже работать. Но вот вид будет очень страшный, так что заказчики на это не идут, и вполне обоснованно.

Вместо подбора по весу производится подбор по размерам ворот, причём ширина важнее высоты. Вес тоже важен, но площадь важнее, т. к. привод испытывает значительные ветровые нагрузки, которые определяются площадью парусности. Причём не только в движении, но и в неподвижном виде. Ветер ломает приводы, с мясом вырывает кронштейны крепления, иногда с куском столба. Так что подбор по площади очень важен. На решётчатые ворота ветровая нагрузка меньше, так что там иногда оправдана установка более лёгкого привода на более тяжёлые ворота.

Для надёжности створки ворот полезно зафиксировать электрозамком. Тогда они в значительной мере перестают бояться ветра и силового разжима руками. Но при этом надёжная фиксация возможна только к верхней неподвижной перекладине, а её можно поставить далеко не везде, так как она ограничивает верхний габарит въезжающего транспорта. Фиксация краёв друг к другу без перекладины тоже возможна, но работает намного хуже, так как ветер треплет и расшатывает обе створки совместно. Правда, от силового разжима спасает и такая установка.

Принципы подбора примерно те же, что и на откатных. На примере линейки фирмы САМЕ:
Аналоги других фирм читатель может подобрать самостоятельно.

По принципу устройства — рычажные приводы всегда элетромеханические. Редуктор закрытый, и смазка из него не вытекает. Это плюс. Линейные приводы бывают электромеханические и гидравлические. Эти лучше, но дороже. Кроме того, гидравлике нужны внешние упоры ворот в закрытом и открытом положении, а их не всегда можно установить. Да и моделей гидравлики в России продается мало, не всегда удаётся подобрать то, что нужно. Зато ресурс у них намного больше, и в конце хода они запирают ворота без люфта, с натягом, так что замок им не нужен. У электромеханических приводов есть люфт редуктора, т. к. они в конце останавливаются по концевому выключателю. Точно совместить точку выключения с упором (если он есть) нереально, приходится выключать чуть раньше. Так что ворота с электромеханическим приводом всегда чуть-чуть болтаются. Ещё большинство линейных электромеханических приводов требует раз в полгода замены смазки ходового винта (червяка). Делается она просто и быстро, но забыть про неё нельзя, иначе через год-два придётся менять ходовую гайку (втулку). А это уже совсем не так быстро. А вот рычажные приводы и гидравлику обслуживать не надо.

№3 Автоматика гаражных ворот

Поскольку в 95% случаев в гаражи ставят подъёмно-секционные ворота, то разговор прежде всего о них. Автоматика подъёмно-секционных ворот бывает двух видов — потолочная (линейная) для небольших ворот и вальная для больших. В гаражах стоят сравнительно небольшие ворота, так что на гаражных воротах ставят именно потолочные (линейные) приводы.

Устроены они так. Под потолком чуть выше ворот крепится горизонтальная разрезная балка-шина в направлении от проёма вглубь помещения. Её длина должна быть немного больше высоты ворот. На дальнем конце закреплен мотор-редуктор, он крутит шестерню-звёздочку внутри шины.

Вокруг звёздочки идёт бесконечная цепь или зубчатый ремень. Цепь протянута вдоль всей шины, на другом конце (у проёма) стоит оборачивающая звёздочка. На одну сторону цепи крепится бегунок с устройством расцепления-зацепления. Когда он зацеплен с цепью, то ползает по шине вместе с ней. Когда расцеплен, то может ползать независимо от цепи. Это необходимо на случай неисправности или перебоя в электричестве. К бегунку приделан рычаг на шарнире, другим концом он прикреплён к верхнему краю полотна ворот.

Конструкция удобна тем, что является довольно надёжным замком в неработающем положении. Кроме того, она пригодна и для подьёмно-поворотных (цельных) ворот. Такие ворота часто ставят в Европе и Прибалтике, но для нашего климата они холодноваты и большого распространения в России не получили. Недостатки линейного привода несущественны, но нарастают с ростом размеров, и поэтому на больших воротах используется другая схема.

Весьма редко ставится задача автоматизации распашных ворот в гараже. Редко, но бывает. Такие ворота зимой требуют ухода, постоянного удаления снега и льда, а иначе они не закрываются или не открываются нормально. Бывает достаточно пары движений веником или лопатой, но без человека всё равно не обойтись. А раз уж всё равно надо вылезать, то и автоматика вроде ни к чему. Но иногда подъёмно-секционные ворота просто не поставить (нет притолоки), или старые уж больно хороши, и их жалко снимать. При наличии прислуги, которая будет чистить ворота каждый день, автоматика вполне работоспособна. Используются линейные приводы распашных ворот.

Автоматика рулонных (роллетных) ворот расположена внутри вала, соответственно заказывается вместе с воротами. Больше всего в ходу три фирмы — Somfy, Nice и AN. Somfy — германо-французская фирма, Мерседес среди приводов. Ставится, когда есть деньги, или когда предполагается очень интенсивное использование, или когда доступ для ремонта будет крайне затруднён, и надо принять все возможные меры, чтобы подольше не ломалось. Nice — итальянская автоматика, несколько дешевле Somfy, вполне недурна. AN — старый модельный ряд Somfy, отданный на производство в Китай. Весьма дёшев, благодаря удачной конструкции работает надёжно даже в китайском исполнении. Во всяком случае, нареканий удивительно мало. Видимо, китайцы тоже могут, когда хотят. Но модельный ряд маловат.

Заказать подробный обсчёт автоматики для ворот с выездом на место инженера вы можете в фирме Автоматика охраны.