На главную | Прайс-лист | Ремонт | Статьи | Галерея | Инструкции | Контакты

Автоматический контроль въезда

Системы автоматизации въезда являются частным случаем систем контроля доступа (СКД), но стоят несколько особняком. Причиной тому являются габариты автомобиля и, соответственно, особые технические решения.

Исполнительные устройства систем контролля въезда (СКВ) — это в 90% случаев шлагбаум или автоматические ворота. Они освещены в соответствующих статьях. Электронные ключи также вполне обычные, те же, что и в обычных СКД. Но вот при попытке совместить их возникает целый ряд проблем, и, соответственно, нужно выработать целый ряд решений.

СКВ можно разделить на три большие группы:
  1. Системы с одноразовыми пропусками.
  2. Системы с многоразовыми пропусками.
  3. Системы с постоянными пропусками.

Системы с одноразовыми пропусками — это коммерческие платные парковки на короткое время. Они рассчитаны на большое число посетителей и интенсивный въезд-выезд. Оборудование для таких систем наиболее дорогое. Используются специальные быстродействующие шлагбаумы, рассчитанные на очень большое число циклов и скорость стрелы 40—60 град/с. При этом длина стрелы не превышает трёх метров, т. к. иначе конец стрелы будет двигаться с опасной для жизни скоростью. Трёхметровая стрела не в состоянии перекрыть дорогу с двусторонним движением, отсюда следует первый организационный вывод: в таких системах въезд и выезд должны быть разделены.

То есть они могут быть и рядом, но нужна разделительная полоса с механическим барьером. Ещё лучше, если они вообще находятся в разных местах.

Алгоритм работы таков: подъехав снаружи к закрытому шлагбауму, водитель проезжает мимо тумбы с кнопкой. Он открывает окно и нажимает на кнопку. Система печатает билет, где обозначено время въезда. Билет бумажный, может быть с магнитной полосой или со штрих-кодом. Одновременно стрела поднимается, и водитель въезжает на стоянку.

Перед выездом водитель, ещё не садясь в машину, идёт пешком к платёжному терминалу. Он суёт билет в считыватель, терминал сообщает, сколько надо заплатить. Водитель платит, получает билет обратно и сдачу (если билет магнитный), или чек со штрих-кодом (если билет со штрих-кодом). Затем, в течение какого-то небольшого промежутка времени (обычно минут 15), водитель должен сесть и уехать. Если он успел, выездной шлагбаум откроется. Если нет, придётся доплатить. При этом его автомобиль закупоривает выезд, что очень неприятно всем. Эту проблему решают по-разному, в зависимости от конфигурации стоянки.

Так организуют стоянку за границей, в Европе. В России делают немного иначе, учитывая европейскую и российскую специфику.

В Европе:
  1. Водители и персонал дисциплинированы и законопослушны.
  2. Зарплаты большие.
В России всё наоборот.

В результате у нас не применяются платёжные терминалы стоимостью в хороший Мерседес, но способные принимать и бумажки, и мелочь, и давать сдачу бумажками и мелочью, и снимать деньги с кредитки. Вместо этого ставят более простой, дающий на сдачу только монеты, или сажают кассира. Иногда кассир сидит прямо на выезде. Водитель должен выйти, подойти к кассе, рассчитаться, снова сесть и уехать. Это очень тормозит поток. Иногда кассир или кассиры сидят в стороне, но тогда нужен аварийный отворот в сторону от шлагбаума, если система не выпускает. Бросать машину прямо на выезде и идти разбираться с кассиром недопустимо. Такой отворот не всегда удается организовать.

Все расходники для таких систем (билеты, чернила) сравнительно дёшевы, а приборы, наоборот, дороги. Поэтому, как уже говорилось выше, ставить такую систему при малом числе стояночных мест нерентабельно. Простейший комплект обойдется не менее 700 тыс. руб. без стоимости монтажа, кабельных работ и пусконаладки. И это при ручной приёмке денег, простейший автомат оплаты обойдётся ещё в 500—600 тысяч.

Системы с многоразовыми пропусками выдают на въезде многоразовую смарт-карту в виде круглого жетона, а при выезде жетон надо опустить в щель приёмника. Если фактическое время парковки не превысило допустимое, шлагбаум откроется, если нет — доплата в ручном режиме. Такие условно-бесплатные системы ставят при крупных торгово-развлекательных и бизнес-центрах с тем, чтобы ограничить время парковки посетителей. Если этого не делать, жители окрестных домов и персонал окрестных фирм будет ставить там машины на весь день, а то и ночь. Ясно, что владельцы строили парковку не для них, а для посетителей и своего персонала, и что она не резиновая. Убирая лишние машины, администрация, таким образом, повышает удобство парковки для посетителей.

Системы с постоянными пропусками намного дешевле. Постоянный пропуск (смарт-карта) чаще всего находится на руках у водителя. При подъезде к шлагбауму водитель подносит карту к считывателю на стойке. Шлагбаум открывается. При выезде водитель прикладывает карту к выездному считывателю и уезжает. Оплата производится раз в месяц в ручном режиме у оператора системы. Получив деньги, оператор продлевает срок действия карты на месяц.

К оглавлению