На главную | Прайс-лист | Ремонт | Статьи | Галерея | Инструкции | Контакты

Шлагбаумы

Когда будущий заказчик принимает решение об установке шлагбаума, он на самом деле, часто неосознанно, формулирует некую задачу и решает её (правильно или нет — другой вопрос).
Задача: Обеспечить въезд и выезд в некотором проезде только нужного транспорта, а ненужный — не пропускать.
Вот полные условия:
Ширина проезда — N метров.
Число машин в сутки — примерно М единиц.
Пешеходы через проезд будут стремиться/не будут стремиться пройти.
Если будут — этих пешеходов через проезд пускать/не пускать.
Открытие проезда должно осуществляться — далее варианты:
  1. Сторожем из будки.
  2. Самим водителем при помощи пульта-брелка для шлагбаума.
  3. Водителем, но при помощи жетона или карты для шлагбаума.
Возможны и другие варианты, или их комбинация.
Закрытие проезда должно осуществляться:
  1. Сторожем.
  2. Водителем.
  3. Автоматически (а как конкретно — возможны варианты).
Здесь тоже могут быть комбинации:
Автоматический учет въезда-выезда нужен/не нужен, а если нужен, то какой именно.
Нормальное электропитание обеспечивается/не обеспечивается.
При пропадании электропитания автоматическая работа требуется/не требуется.
Ветра в районе установки сильные/нормальные.
Криминогенная обстановка в районе тяжёлая/нормальная.
Шлагбаум под охраной/без охраны.
Верхний габарит в проезде ограничен/не ограничен и т. д.
Ну вот, уважаемый читатель, видите, сколько всего. По отдельности вроде бы ничего сложного, но упомнить всё обычный пользователь не в состоянии. Большинство требований обычному человеку просто не придёт в голову. А ведь мы ещё не начали решать задачу, мы только пытались сформулировать условия. А решить задачу — это значит подобрать технику под данные условия.
Приступим к решению.
  1. Определяем главное — нам вообще нужен именно шлагбаум или что-то другое?
    Шлагбаум применяют по следующим причинам:
    Быстродействие шлагбаума — высокое, если надо пропускать транспорт быстро — ставят шлагбаум.
    Нет режима строгого ограничения — люди, велосипедисты могут проезжать, а ограничен проезд только машинам. По этой причине шлагбаум часто выбирают в садоводствах, ТСЖ.
    Шлагбаум дешевле ворот и автоматики, требует меньше места для своей установки и работы.
    Допустим, мы выбрали именно шлагбаум.
  2. Определяем ширину перекрываемого пространства. От этого зависит длина стрелы. Чем длиннее стрела шлагбаума, тем мощнее нужен редуктор — следовательно, дороже шлагбаум. Например, шлагбаум с длиной стрелы 6 м в 1,5 раза дороже, чем шлагбаум с длиной стрелы 4 м. Самая распространённая длина стрелы шлагбаума — 4 метра. Появилась новая модель шлагбаума САМЕ с длиной стрелы 8 м. Шлагбаумы с длиной стрелы более 8 м — заказные, срок поставки до 2 месяцев.
    При сильной ветровой нагрузке на стрелу шлагбаума применяют круглую стрелу. В шлагбауме САМЕ 8 м предусмотрена только круглая стрела.
    Иногда как раз нужно оставить проход для пешеходов: если шлагбаум не перекроет 1 метр дороги, то пешеходы пройти смогут, а машина не проедет. На предприятиях часто пешеходы должны не проходить по дороге, а идти через проходную, и мы перекрываем проезд полностью. Если пешеходы будут пытаться пройти, а их надо жёстко тормозить и проезд не охраняется — это вообще не под силу шлагбауму, надо ставить ворота с автоматикой. Но у них мала интенсивность и ресурс по сравнению со шлагбаумом. Часто комбинируют шлагбаум на день и автоматические ворота — на ночь.
  3. Определяем марку и модель шлагбаума. Она зависит в первую очередь от интенсивности. Обычные шлагбаумы нормально работают при нагрузке 100—200 циклов в сутки. Если надо намного больше, например, стоянка при аэропорте — нужен специальный, т. н. промышленный шлагбаум, он примерно вдвое дороже обычного.
  4. Теперь определяем комплектацию. Дополнительных принадлежностей много, но нужны далеко не все. Начинаем со стрелы для шлагбаума.
    Обычная стрела — плоская. Если на месте монтажа дуют сильные ветра — выбираем круглую стрелу.
    Светоотражающие наклейки заказываем всегда. Стоят копейки, а видимость стрелы улучшают реально.
    На стрелу устанавливают буфер безопасности (резиновую накладку), который решает следующие задачи: стрелу лучше видно при дневном свете. Стрела становится гораздо шире. При ярком солнечном свете белая стрела, даже с красными наклейками, видна гораздо хуже, чем белая стрела с двумя яркими красными полосами сверху и снизу. Если буфер черный и односторонний (такие модели есть), то наклейки увеличивают, так что они занимают 40—50% площади стрелы.
    Светоотражающие наклейки светятся при свете фар, но иногда этого недостаточно, чтобы вовремя заметить шлагбаум. Тогда в стрелу шлагбаума встраивают светодиодную подсветку, которая непрерывно мигает, предупреждая водителя. Обычно такая опция используется при интенсивном движении грузовиков.
    Фотоэлементы безопасности — желательны практически всегда, кроме самых малоинтенсивных проездов со сторожем. Рассчитаны на блокирование ошибок при закрывании, когда в проезде есть препятствие.
    Фотоэлементы безопасности состоят из приёмника и передатчика. При пересечении луча машиной начавшаяся опускаться стрела шлагбаума опять поднимается. Фотоэлементы можно установить: один на тумбу шлагбаума, второй на опорную стойку, или если нет опорной стойки — на специальный столбик для фотоэлемента. В шлагбауме можно настроить режим автозакрывание — после подъёма стрела автоматически опускается через какое-то время (время настраивается). В этом случае фотоэлементы необходимы. Сами фотоэлементы стоят не очень дорого, дороже стоят работы по их установке (правда, ремонт машины, если по ней ударит стрела шлагбаума, стоит ещё дороже). Приёмник и передатчик фотоэлементов должны быть соединены кабелем — следовательно, как правило, надо вскрыть асфальт в проезде, проложить трубу с кабелем и забетонировать (или заасфальтировать) штроб. Если шлагбаум устанавливается в арке, кабель, соединяющий приёмник и передатчик фотоэлементов шлагбаума, можно проложить по арке. Существуют беспроводные фотоэлементы. Плюс: нет необходимости вскрывать асфальт в проезде. Минус: необходимо менять батареи, да и стоят дороже.
    Сигнальная лампа. Обычная мигающая лампа в жёлтом плафоне. Ставится на шлагбаум или рядом с ним. Включается во время движения стрелы, для привлечения внимания.
    Пешеходная сетка (пешеходный барьер). Висячая шарнирная решётка. Затрудняет пролезание под стрелой.
    Стрела с шарниром и пантографом (переломка). Применяется в проездах небольшой высоты, где обычная стрела упирается в потолок.
    Опора стрелы. Обязательна при длине свыше 4 м. Наиболее распространена опора стрелы в виде стационарного столбика с вилкой-ловителем. Иногда, когда нужна большая ширина проезда, ставят подвесную опору. Она не ограничивает ширину проезда.
    Электромагнитный замок на конец стрелы. Применяется против вандалов, пытающихся поднять стрелу силой, что приводит к поломке стрелы или редуктора.
    Плата резервного питания. Применяется совместно с аккумуляторами. Обеспечивет нормальную работу шлагбаума при кратковременном пропадании питания. Если достаточно открывания руками — плата резервного питания не нужна. Разблокировка ключом доступна на любой модели шлагбаума по умолчанию.
    Системы управления — подбираются под конкретные задачи — см. темы системы контроля доступа и радиоуправление.
    Минимальная комплектация шлагбаума: тумба, стрела, светоотражающие наклейки.
Шлагбаум управляется либо от стационарного поста управления шлагбаумом, либо от пульта дистанционного управления шлагбаумом, либо и от поста и от пульта.
Устройство шлагбаума довольно просто. Так, например, электромеханический шлагбаум Nice WIL представляет собой прочный стальной шкаф с дверцей. В верхней части расположен двойной червячный редуктор с механизмом разблокировки. Снизу к корпусу редуктора прикреплён двигатель постоянного тока на 24 В. Под редуктором находится пластиковая коробка с трансформатором и блоком управления. В блоке управления имеется множество ступенчатых и плавных настроек, ввод которых требует квалификации и опыта, иначе шлагбаум не будет нормально работать. На плате управления имеется множество входов для подключения устройств безопасности и управления. На вал редуктора надето коромысло, к нему крепится регулируемая балансировочная пружина (на WIL 6 — две пружины). Кабели заводятся в корпус снизу, через отверстие в дне. Датчики положения вала и развитый блок электроники позволяют настраивать шлагбаумы Nice на плавное движение стрелы с мягким торможением в конце.
Шлагбаумы последних разработок, например Nice Signo, CAME 8000 скомпонованы иначе, блок управления расположен вверху. Это облегчает настройку и обслуживание.
Электрогидравлические шлагбаумы вместо редуктора имеют гидронасос и один или два гидроцилиндра. Штоки поршней подсоединены к коромыслу. Гидравлические шлагбаумы в целом лучше электромеханических, они быстрее, обладают большим ресурсом и морозостойкостью. Но при этом они дороже. Недорогие гидравлические шлагбаумы хорошего качества выпускает итальянская фирма FAAC. Шлагбаумы и автоматика FAAC весьма распространены в Европе.
Установка шлагбаума связана с бетонными работами и проводится в два этапа.
1 этап. Земляные, бетонные и кабельные работы. Асфальт в на месте установки снимается, копается яма необходимого размера и прорезаются штробы (щели) в асфальте для подвода кабелей. Яма заливается бетоном, отливается небольшой пьедестал для шлагбаума, в бетон ставятся закладные. Если нужна опорная стойка, под нее тоже бетонируется небольшая яма. Кабель в трубе укладывается в штроб и заливается бетоном. Всё. Теперь надо ждать, пока бетон затвердеет.
2 этап. Установка шлагбаума на готовое основание, подключение, балансировка и настройка.
Бетонные работы занимают день—два. Ожидание — минимум два, а лучше три дня. Обычно мы стараемся оставить твердение бетона на выходные. Установка — один день.
Фотографии установленных шлагбаумов вы можете посмотреть в галерее.